Главная / Развитие и воспитание / Роль отца / Роль отца в формировании половой идентичности ребенка и развитии связанного с полом поведения

Роль отца в формировании половой идентичности ребенка и развитии связанного с полом поведения
Развитие и воспитание - Роль отца
Автор: Анна Шлотгауэр   

отецВ развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине – воспитателю, отцу и педагогу. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчиков и женственности у девочек. И чем дольше этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой.


Уже в первые месяцы жизни ребенка (отец в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым, начиная формировать их половую идентичность.

Во время своего развития мы в большей или меньшей степени идентифицируем себя с важнейшими участниками отношений. При этом в любом обществе принципиально важное значение для обоих полов имеет первый объект отношений - универсальный объект - мать.

Исходная ситуация отношения детей в отношении матери содержит в себе как недостатки, так и преимущества для каждого пола. Женщина имеет шанс на стабильную женскую «эго - идентичность», поскольку ей легче, будучи рожденной женщиной, идентифицироваться с ней, чтобы прийти к стабильной половой идентичности. Опасность же сохраняется в чрезмерном «соединении» и недостаточном разграничении при нечетких границах личности, что может препятствовать развитию автономии и независимости.

В начале своей жизни мужчина вынужден идентифицировать себя с лицом противоположного пола. При слишком большой идентификации с матерью ему угрожает феминизация. Это, правда, имеет и свое преимущество, заключающееся в стимулировании у него желания отмежеваться от противоположного пола и тем самым развить в себе большую автономность.

По мере взросления в поле зрения растущего ребенка попадает мужская персона, как правило, отец. При его отсутствии в роли мужского начала могут выступать дядя, дедушка или другие родственники мужского пола. Предпосылкой для идентификации с «отцовской фигурой» является преимущественно хорошее отношение к ней. Идентификация оказывается прочной, если в ее основе лежит положительное отношение к «отцовской фигуре». Подчеркнуто мужественный отец будет способствовать раскрытию половой идентичности мальчика, а слабый, феминный отец, напротив, усложнит этот процесс. Для девочки слишком сильная идентификация с отцом несет опасность чрезмерной «маскулинизации». В то же время, по мнению Ф.Парсонса, роль отца и состоит в том, что он может существенно помочь как сыновьям так и дочерям в процессе их половой идентификации преодолеть зависимость от матери, которая устанавливается в раннем детстве.

Наряду с идентификацией с мужским и женским началом для самоосознания ребенком своей половой роли, немаловажное значение имеют сами повседневные отношения с отцом или матерью. Весьма значимо и отцовское восхищение растущей дочерью как женщиной, и то, как мать поощряет развивающееся мужское начало сына.

Тем не менее, роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается только на обучении сыновей маскулинным моделям поведения, и, кажется, это утверждение действительно верно для дошкольного периода. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять лет, то сын впослед­ствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны по­мочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противопо­ложного пола адекватно ситуации.

В последнее время родители позволяют своим детям параллельно с традиционными ролями опробовать и новые формы поведения. Это позволяет расширять половую идентичность на другие области, которые ранее считались привилегией другого пола (например: вязание и приготовление пищи - для мужчины и вождение машины - типичная мужская профессия - для женщины). Кстати, раньше родители допускали подобное поведение, главным образом, у девочек. Установлено также, что однозначный упор на маскулинность или фемининность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин так и женщин.

Так, поощряя усвоение моделей поведения, характерных для обоих полов, родители способствуют формированию андрогинной личности, что предполагает сочетание в себе ряда позитивных аспектов как традиционно мужского, так и традиционно женского поведения. Такие мужчины и женщины в равной мере способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и решительными, и чуткими. При этом указан­ные качества вовсе не ограничивают андрогинную личность в ее проявлениях. В зависимости от обстоя­тельств, мужчины с андрогинными чертами личности могут быть независимыми и решительными, но вместе с тем способными приласкать младенца или внимательно выслушать другого чело­века. Женщины с такими чертами личности могут быть деятельными, разбираться в материальных вопросах и тем не менее свободно выражать свои чувства и одари­вать окружающих своей заботой.

Согласно Доуван, лишь 20 % мужчин и женщин опреде­ляют себя как исключительно маскулинных или фемининных. Большинство же включают в свою половую идентичность черты противоположного пола и спокойно соединяют в себе личностные, поведенческие или ценностные особенности, выходящие за рамки «классических» половых ролей; так, мужчина может проявлять живость и эмоциональность, не ставя под сомнение свою му­жественность, а женщина — стремиться к успеху, не сомневаясь в своей женственности.

Сохраняемая в течение всей жизни андрогинная половая идентичность, которая сочетает в себе черты маскулинности и феминности, как правило, вырабатывается у детей в том случае, если такое поведение моделируется на глазах у ребенка и принимается другими, что достигается, когда родитель одного с ребенком пола показывает ему образец андрогинного поведения, а родитель противоположного пола поощряет подобные действия.

В целом, формирование половой идентичности происходит под влиянием обоих родителей. Для позитивной гендерной идентификации необходимо развитие тесных взаимоотношений более чем с одним взрослым. Причем отец играет значительную роль в этом процессе, в большей степени, чем мать, приучая детей к определенным половым ролям.

Литература.

Если Вам понравился материал, поделитесь с друзьями:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool