Главная / Развитие и воспитание / Психология детства / "Нет" и "нельзя" в воспитании ребенка. Истинные причины родительских запретов.

"Нет" и "нельзя" в воспитании ребенка. Истинные причины родительских запретов.
Развитие и воспитание - Психология детства
Автор: Анна Шлотгауэр   

Истоки родительских запретов«Родители должны научиться говорить "Да!" в 99 случаях, когда обычно говорят "Нет", которое не имеет под собой серьезного основания, а лишь является демонстрацией власти. Все не могут стать президентами страны и иметь власть над миллионами людей. Но можно стать мужем и приобрести власть над женой; жена может стать матерью и приобрести власть над ребенком, а любой ребенок может иметь куклу-медвежонка и власть над ним ... пни его из одного угла в другой, надавай ему хороших оплеух, которые бы он с удовольствием надавал отцу с матерью. А вот бедному медвежонку не над кем властвовать.» (Ошо. Новый ребенок)

Эти слова заставили меня глубоко задуматься об истоках родительских  «нет» и «нельзя». Замечаем ли мы, как часто мы говорим ребенку «нет», особенно маленькому, которому хочется познать все вокруг, потрогать весь мир, проверить его на прочность?


Какие же истинные причины запретов?

1. Демонстрация власти родителем: «Я сказал (а) «нет» - значит «нет»!».  

Так и хотелось написать: «Тупо демонстрация власти» - это во всех смыслах объясняет такое поведение взрослых по отношению к ребенку. Относитесь к малышу с уважением, и он непременно ответит тем же. И соответственно: относитесь к ребенку  с неуважением, и он непременно ответит тем же.


2. Родительские страхи, основанные на личном опыте или вовсе выдуманные.

Некоторые страхи даже звучат абсурдно, когда их слышишь: «Не бегай (прыгай) – упадешь!». Как ребенок научится управлять своим телом, не бегая, не прыгая? Для него движение – это сама жизнь. Подобное можно слышать на каждом шагу: «не болтайся в воде – заболеешь», «не лезь на дерево – разобьешь голову». У Ошо есть замечательные и емкие строки по этому поводу:

«Есть нечто очень существенное в лазании по деревьям. Если ребенок никогда не делал этого он останется в чем-то обделенным, он упустит некое богатство — на всю жизнь. Вы лишили его чего-то прекрасного, и нет другого способа пережить это! Позже ему будет сложнее лазить по деревьям: это будет выглядеть глупо, по-дурацки, нелепо. Позвольте ему лазить по деревьям сейчас. А если вы боитесь, помогите ему, идите и научите его. И вы лезьте вместе с ним! Помогите ему научиться, так чтоб он не упал. А иногда упасть с дерева тоже не так уж плохо. Лучше, чем быть обделенным навсегда...»


Сделайте все, чтобы ребенок был в безопасности, но не обедняйте его жизнь, только потому, что боитесь. Помогите ему развиваться или просто не мешайте.


3. Представления о воспитании умудренных опытом бабушек и дедушек.

Например: «Нельзя оставлять еду в тарелке», «Нельзя ходить по дому босяком», «Нельзя давать ребенку мелкие предметы  (пуговицы, фасоль)» и т.д.

Эти представления сильны, но часто рассыпаются после первого же вопроса: «Почему?».


4. Предрассудки, родительские условности, «что скажут другие».

Примеры: «Нельзя ребенку много разрешать», «Если мой ребенок будет танцевать в магазине, что люди подумают» и т.п.
Определите, что важно в воспитании прежде всего Вам и Вашему ребенку и следуйте этой линии поведения. Мир не однозначен. Всем мил не будешь.


5. Лень.

Проще сказать: «нельзя трогать вазу», чем достать ее и рассмотреть вместе с малышом, страхуя от падения. Проще запретить трогать крупу, чем убирать потом на кухне. Проще сказать: «нельзя играть в сырую погоду во дворе», чем отстирывать одежду от грязи. Проще запретить бегать по лужам, чем заранее позаботиться о непромокаемом костюме и сапогах. Таких примеров миллион.
Вот одна история из моего детства. Помнится, зимой детвора весело каталась с горки, лепила снеговиков, играла в снежки. Все возились со снегом, были заняты, кроме одной девочки. Она грустно стояла в стороне и только наблюдала за происходящим. Мама запрещала ей кататься и играть в снегу. Почему? Все просто: ей купили новую шубу.
Хотите лучшего для своего ребенка? Гоните лень и давайте ему возможности.


7. Усталость или занятость.

Вполне могут стать причиной, чтобы сказать малышу «нет». И это нормально. Ребенок должен учиться уважать личное пространство других людей. Важно только объяснить причину отказа. Дети отзывчивы. И если Вы все время откликаетесь на просьбы ребенка и лишь иногда просите его не мешать, он обязательно Вас поймет.


8. Плохое настроение.

Дурное настроение способно увеличить количество родительских «нет» в разы. Вот только нужно быть готовым к обратной реакции: ребенок все впитывает не только на уровне слов, но  и на уровне энергетики. Будьте уверены ваше дурное настроение и беспочвенные запреты тут же вернуться к вам в виде капризов, непослушания, игнорирования вашего мнения. Ребенок к тому же поймет, что «нельзя» зависит не от свойств вещей, а от настроения мамы или папы. А значит «нет» - не такой уж и запрет, и всякий раз стоит побороться за «да».


9. Опасно для ребенка или может причинить вред другому человеку.

Это, наконец, реальные и обоснованные причины запретов, которые позволят  сохранить здоровье ребенка или здоровье окружающих. В таких случаях говорите ребенку не просто «нет» и «нельзя», а «опасно», «больно», «осторожно», «горячо». Для малыша эти слова наполнены смыслом, и он быстрее их запоминает.

Чтобы избежать множества запретов, связанных с безопасностью малыша, организуйте правильно пространство: поставьте заглушки в розетки, уберите опасные предметы, обмотайте шнуры электроприборов вокруг ножек мебели, замените стеклянную посуду на небьющуюся, спрячьте хрупкие и дорогие Вам предметы. Это тот редкий случай, когда удается убить сразу двух зайцев: ребенок получает свободу действий и стимулы для развития, Вы – спокойствие и больше свободного времени для приятных занятий с малышом.


И еще: прежде чем сказать «нельзя», «не делай», «не трогай», «не бери», подумайте над альтернативным позитивным предложением. Например, вместо «нельзя есть руками»  скажите: «давай кушать ложкой», вместо «не разбрасывай» - «давай уберем».
Если ребенок часто слышит «нет», «нельзя», он перестает на них реагировать. Поэтому, если уж «нет», то однозначное, серьезное, уверенное и обоснованное. При этом ребенок должен чувствовать, что его любят и таким образом заботятся о нем и его безопасности. Если ребенок чувствует любовь и принятие, его легче направлять и дисциплинировать, потому что он с радостью будет стараться угодить родителям.  


А что Вы думаете по поводу запретов?


Если Вам понравился материал, поделитесь им с друзьями:


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.




«Родители должны научиться говорить "Да!" в 99 случаях, когда обычно говорят "Нет", которое не имеет под собой серьезного основания, а лишь является демонстрацией власти. Все не могут стать президентами страны и иметь власть над миллионами людей. Но можно стать мужем и приобрести власть над женой; жена может стать матерью и приобрести власть над ребенком, а любой ребенок может иметь куклу-медвежонка и власть над ним ... пни его из одного угла в другой, надавай ему хороших оплеух, которые бы он с удовольствием надавал отцу с матерью. А вот бедному медвежонку не над кем властвовать.» (Ошо. Новый ребенок)
Эти слова заставили меня глубоко задуматься об истоках родительских  «нет» и «нельзя». Замечаем ли мы, как часто мы говорим ребенку «нет», особенно маленькому, которому хочется познать все вокруг, потрогать весь мир, проверить его на прочность?
Какие на самом деле истинные причины запретов?
1. Демонстрация власти родителем: «Я сказал (а) «нет» - значит «нет»!».  
Так и хотелось написать «Тупо демонстрация власти» - это во всех смыслах объясняет такое поведение взрослых по отношению к ребенку. Относитесь к малышу с уважением, и он непременно ответит тем же. И соответственно: относитесь к ребенку  с неуважением, и он непременно ответит тем же.
2. Родительские страхи, основанные на личном опыте или вовсе выдуманные.
Некоторые страхи даже звучат абсурдно, когда их слышишь: «Не бегай (прыгай) – упадешь!». Как ребенок научится управлять своим телом, не бегая, не прыгая? Для него движение – это сама жизнь. Подобное можно слышать на каждом шагу: «не болтайся в воде – заболеешь», «не лезь на дерево – разобьешь голову». У Ошо есть замечательные и емкие строки по этому поводу :
«Есть нечто очень существенное в лазании по деревьям. Если ребенок никогда не делал этого он останется в чем-то обделенным, он упустит некое богатство — на всю жизнь. Вы лишили его чего-то прекрасного, и нет другого способа пережить это! Позже ему будет сложнее лазить по деревьям: это будет выглядеть глупо, по-дурацки, нелепо. Позвольте ему лазить по деревьям сейчас. А если вы боитесь, помогите ему, идите и научите его. И вы лезьте вместе с ним! Помогите ему научиться, так чтоб он не упал. А иногда упасть с дерева тоже не так уж плохо. Лучше, чем быть обделенным навсегда...»
Сделайте все, чтобы ребенок был в безопасности, но не обедняйте его жизнь, только потому, что боитесь. Помогите ему развиваться или просто не мешайте.
3. Представления о воспитании умудренных опытом бабушек и дедушек. Они сильны, но часто рассыпаются после первого вопроса: «Почему?».  Например: «Нельзя оставлять еду в тарелке», «Нельзя ходить по дому босяком», «Нельзя давать ребенку мелкие предметы  (пуговицы, фасоль)» и т.д.
4. Предрассудки, родительские условности, «что скажут другие». «Нельзя ребенку много разрешать», «Если мой ребенок будет танцевать в магазине, что люди подумают» и т.п.
Определите, что важно в воспитании прежде всего Вам и Вашему ребенку и следуйте этой линии поведения. Мир не однозначен. Всем мил не будешь.
5. Лень. Проще сказать: «нельзя трогать вазу», чем достать ее и рассмотреть вместе с малышом, страхуя от падения. Проще запретить трогать крупу, чем убирать потом на кухне. Проще сказать: «нельзя играть в сырую погоду во дворе», чем отстирывать одежду от грязи. Проще запретить бегать по лужам, чем заранее позаботиться о непромокаемом костюме и сапогах. Таких примеров миллион.
Вот одна история из моего детства. Помнится, зимой детвора весело каталась с горки, лепила снеговиков, играла в снежки. Все возились со снегом, были заняты, кроме одной девочки. Она грустно стояла в стороне и только наблюдала за происходящим. Мама запрещала ей кататься и играть в снегу. Почему? Все просто: ей купили новую шубу.
Хотите лучшего для своего ребенка? Гоните лень и давайте ему возможности.
7. Усталость или занятость могут стать причиной сказать малышу «нет». И это нормально. Ребенок должен учиться уважать личное пространство других людей. Важно только объяснить причину отказа. Дети отзывчивы. И если Вы все время откликаетесь на просьбы ребенка и лишь иногда просите его не мешать, он обязательно Вас поймет.
8. Плохое настроение способно увеличить количество родительских «нет» в разы. Вот только нужно быть готовым к обратной реакции: ребенок все впитывает не только на уровне слов, но  и на уровне энергетики. Будьте уверены ваше дурное настроение и беспочвенные запреты тут же вернуться к вам в виде капризов, непослушания, игнорирования вашего мнения. Ребенок к тому же поймет, что «нельзя» зависит не от свойств вещей, а от настроения мамы или папы. А значит «нет» - не такой уж и запрет, и всякий раз стоит побороться за «да».
9. Опасно для ребенка или может причинить вред другому человеку.
Это реальные и обоснованные причины запретов, которые позволят  сохранить здоровье ребенка или здоровье окружающих. В таких случаях говорите ребенку не просто «нет» и «нельзя», а «опасно», «больно», «осторожно», «горячо». Для малыша эти слова наполнены смыслом, и он быстрее их запоминает.
Чтобы избежать множества запретов, связанных с безопасностью малыша, организуйте правильно пространство: поставьте заглушки в розетки, уберите опасные предметы, обмотайте шнуры электроприборов вокруг ножек мебели, замените стеклянную посуду на небьющуюся, спрячьте хрупкие и дорогие Вам предметы. Это тот редкий случай, когда удается убить сразу двух зайцев: ребенок получает свободу действий и стимулы для развития, Вы – спокойствие и больше свободного времени для приятных занятий с малышом.
И еще: прежде чем сказать «нельзя», «не делай», «не трогай», «не бери», подумайте над альтернативным позитивным предложением. Например, вместо «нельзя есть руками»  скажите: «давай кушать ложкой», вместо «не разбрасывай» - «давай уберем».
Если ребенок часто слышит «нет», «нельзя», он перестает на них реагировать. Поэтому, если уж «нет», то однозначное, серьезное, уверенное и обоснованное. При этом ребенок должен чувствовать, что его любят и таким образом заботятся о нем и его безопасности. Если ребенок чувствует любовь и принятие родителей, его легче направлять и дисциплинировать, потому что он с радостью будет стараться угодить родителям.  
Вероятно, это не  весь список причин родительских запретов. Каково Ваше мнение?

 

Комментарии  

 
+1 #1 Дарья 13.01.2012 20:44
спасибо за замечательную статью!полность ю согласна с автором!
мой малыш уже обжег ладошки об духовку,к сожалению её пока не получается убрать подальше :lol: теперь подходит к ней и говорит -ааа)
иногда нужно дать понять ребенку,чтобы он запомнил,понял, где опасно,а где можно и попробовать еще раз...
Цитировать
 
 
+2 #2 Елена 16.01.2012 04:57
Полностью согласна с автором!
Я как раз та мама, которая разрешает практически всё, мой девиз: " То, что не опасно и не вредит здоровью, обязательно нужно познать!" Но я в свой адрес слышу регулярно, что я балую ребёнка, и всё "это" мне вернётся большими проблемами, но будет уже поздно. Я не слушаю, мой ориентир это интуиция и ребёнок.
Цитировать
 
 
0 #3 мария 18.01.2012 20:04
полностью согласна с автором. спасибо большое за прекрасную статью.
Цитировать
 
 
0 #4 Юлия 23.01.2012 14:53
Статья действительно замечательная!
Считаю, что слово "нельзя" нужно употреблять только в случае "опасно для жизни" или "причинении вреда другим" . Остальные запреты - это взрослая лень, нежелание, предрассудки и страхи
Цитировать
 
 
0 #5 Inna 29.01.2012 12:06
Замечательная статья.
Мое плохое натсроение при ребенке всегда возвращалось ко мне капризами дочки.

Действительно, период крупы, фасоли очень короткий-вполне можно поубирать за малышом.
Цитировать
 
 
0 #6 Елена 29.01.2012 12:49
Полностью согласна.Спасибо за статью.Вот почитать её бабушкам.
Цитировать
 
 
+4 #7 Наталья 02.02.2012 11:52
Бабушка (то есть я) почитала. Кроме двух внуков еще у меня трое детей. Основные правила и когда детей и когда внуков растила такие: расти детей для жизни,научи их держаться друг за друга и не забывай о себе. Первое правило подразумевает как раз то,о чем писалось в статье. Полностью согласна с автором. Взрослые дети,воспитанны е по этим правилам,не только не разочаровывают со временем , но и становятся все более интересными с возрастом...
Цитировать
 
 
0 #8 Галя 18.02.2015 10:43
Абсолютно согласна со сказанным. Очень важно, чтобы запреты были адекватны ситуации, и категоричное "нельзя" звучало в исключительных случаях. Мы сами не замечаем, что в большинстве ситуаций можно обойтись другими формами, такими как "не стоит", "не надо" и т.д. с обязательным объяснением почему не стоит или не надо что-либо делать. При чем объяснять необходимо с самого раннего возраста, и не важно, что кажется, что ребенок не понимает объяснений. У него в голове все откладывается. Плюс ко всему объяснение демонстрирует уважение к ребенку и к его потребностям и желаниям. Ну а там, где не обойтись без запретов, необходимо помнить, что если родители запрещают что-то и говорят "нет", то это "нет" должно быть одинаково релевантно сегодня, завтра, через месяц и т.д. А не так, как мой муж - говорит "нет", а как только ребенок начинает плакать, сразу же ему все разрешает. Моментально теряется смысл запрета, обесценивается слово родителя, плюс ребенок учится манипулировать. Кстати, из этого следует, что этого запрета можно было бы избежать, раз он так быстро меняет мнение )))
Цитировать
 
 
0 #9 Валентина 28.11.2015 11:24
согласна на 100%. вот только бы ещё бабушек заставить это понять!!!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool