Главная / Развитие и воспитание / Психология детства / Развитие речи ребенка. Созидательная сила живого слова.

Развитие речи ребенка. Созидательная сила живого слова.
Развитие и воспитание - Психология детства
Автор: Анна Шлотгауэр   

развитие речи Поразительно: слова, услышанные ребенком из уст родителей и речь, звучащая через динамик (ТВ, радио) при всей, казалось бы, похожести оказывают разное влияние на развитие малыша! В первом случае они продвигают его вперед, развивают необходимые для развития речи структуры мозга, во втором (при частом использовании, например, телевизора, как няньки)  – способны затормозить малыша в физическом и речевом развитии! В чем же разница?


Как выяснилось, речь – это не только передача информации посредством звуковой волны. Речь - это целое действо, связывающее говорящего и слушателя на тончайших уровнях! Речь - это процесс живой и созидательный!

Произнесенные звуки рождают перед лицом говорящего особые «воздушные звуковые формы»* наподобие скульптур, которые в течение нескольких секунд повисают в воздухе, в то время как звуковые волны уже исчезли. При этом все тело говорящего совершает микродвижения в такт произносимым звукам. Слушатель же вторит микродвижениям говорящего. Выходит такой себе танец!  В этот танец включаются не только мускулы и конечности, его такт влияет на ритмику сердца и легких, и наконец, вызывает эмоциональные, душевные переживания! Живое слово поистине пронизывает нас насквозь!

Как слово проходит через взрослого, таким же путем осваивает этот сложнейший процесс и ребенок. Уже с первых дней жизни малыш бессознательно реагирует на живую речь микродвижениями в точности повторяющими микродвижения говорящего с ним взрослого. Здесь начинается длинная дорога к совершенствованию сотен мышц и движений, которые по прошествии определенного времени смогут «лепить» звуковые формы и позволят малышу произнести свои первые слова!

Никакие динамики не заменят живое слово, хотя и на их звучание дети реагируют микродвижениями. Однако при этом у ребенка не появляется посыла к построению звуков, ведь не к кому обращаться и не от кого ждать ответа. Звуки динамиков не создают воздушные звуковые формы. « Им не хватает как раз того, от чего зависит раз­витие речи: живого присутствия человека с его адресованной конкретному слушателю (в дан­ном случае — ребенку) речью. Эта адресная речь способна, зарождаясь в бессознательных глуби­нах тела говорящего, придавать мускулатуре определенные двигательные формы, произво­дящие звуки речи, которые из пронизанного теплом и влажностью дыхания лепят в окружа­ющем воздухе подвижные образования. Тут ра­ботает формообразующая воля, пробуждающая в ребенке ответную волю формировать звуки. Ведь только воля воспламеняет волю, только живое присутствие «я» пробуждает «я» в ребен­ке, подводя его к активному овладению инстру­ментами речи и к их выправлению до полной функциональной пригодности.»  (Райнер Пацлаф «Застывший взгляд».)

Описанное выше отнюдь не предположение, а заставляющая задуматься правда сегодняшнего дня. По данным исследований, если родители часто оставляли ребенка в младенческом возрасте смотреть телевизор, то уже к 9-тимесячному возрасту у 20% таких детей появляется задержка в физическом развитии. И если родители продолжали позволять детям смотреть телевизор, то к 3-м годам эти малыши отставили от сверстников в физическом и речевом развитии уже на целый год! Поправить ситуацию и наверстать упущенное такому ребенку  помогает только живое слово родителей. Только теперь для этого понадобятся месяцы. Не лучше ли выключить телевизор и заменить его живым общением?

Человеческая речь созидательна. Сначала она своею мелодикой и ритмичностью формирует телесные органы ребенка. На первых порах вплоть до возраста 3-4 лет смысл слов для малышей не на первом месте, самое важное – глубина и разнообразие звуковых вариаций.  Неспроста  дети с упоением слушают, повторяют песенки, стишки, выдумывают звуковые композиции. Они познают мир и развивают свой интеллект, погружаясь в ритм звуков и музыку речи.

(На заметку. В этом возрасте, выбирая книжки для ребенка, обращайте внимание не только на содержание, а особенно на музыкально-ритмические качества произведений.)

Затем, когда физические функции сформированы, живая речь начинает влиять на развитие фантазии и творческого воображения ребенка.  Теперь из звуков начинают складываться образы, четкие, будто осязаемые.

Райнер Пацлаф в уже упомянутой книге приводит яркую иллюстрацию этого: «Осел здоровается с Котом так: «Что у тебя не заладилось, старый зализа?» Можно ли удачней описать сибаритско-изящного кота, который, полизав бархатную лапку, трет ею усы, чем вереницей согласных слова «зализа», привлекающих внимание ребенка к губам и языку? Из этих звуков складывается образ, столь восхитительный для детишек.»

Так под влиянием звукового богатства речи развивается образное, творческое мышление ребенка.

Язык взрослых абстрактен. Но стоит призадуматься, и в слове вы сможете «выудить» его образно-конкретную суть. Например, медведь - зверь, который ест мед; закат - солнце закатилось, катится по небу и т.п. Вслушайтесь в звучание привычных вам слов, и вдруг вам откроется великая глубина и образность речи. Так воспринимает и мыслит ребенок. Старайтесь сознательно говорить с малышом на его языке – «образно-конкретном». Этим вы способствуете развитию его интеллектуальных и творческих способностей.

(На заметку.  Происхождение слов вы можете посмотреть в этимологическом словаре. Откроете для себя много  интересного.)

Позже в пубертатном (переходном) возрасте чувство языка и отношение к нему у ребенка снова измениться. Теперь он станет оперировать абстрактными понятиями. Но прежде ему предстоит интересная дорога познания тайны языка. Станьте ему помощником и проводником на этом пути!


*Литература: Райнер Пацлаф "Застывший взгляд".


Поделитесь опытом - ответьте на вопрос:

Сколько времени в день Ваши дети смотрят телевизор?
 


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.

 

Комментарии  

 
0 #1 Наталья 30.01.2012 21:35
Согласна со статьей. Действительно моему внуку примерно с 1 года часто включали телевизор с мультиками, и говорить но начал позже обычного.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool